На главную Написать нам Карта сайта
консалтинговая компания Сибирский Дом Оценки
О компании Новости Лицензии Партнеры Контакты
Личный кабинет
Логин
Пароль
Регистрация
Подписка на обновления



Новости :: Статьи сотрудников ООО КК "СДО"
05.03.2007 Тупицын А.Л. SWOT-анализ схемы франчайзинга // Люди дела, №12. – 2006. - с. 38-39

Тупицын А.Л. SWOT-анализ схемы франчайзинга // Люди дела, №12. – 2006. - с. 38-39

В предыдущей серии статей мы обращали внимание читателя на том, как продать или купить  готовый бизнес путем слияния или поглощения. Однако как показывает практика это далеко не единственные формы приобретения бизнеса. Представляем Вашему вниманию схему приобретения бизнеса путем франчайзинга.

Если за рубежом первооткрывателями франчайзинга можно считать коммерческие организации типа «Singer» (США), то в России эту практику впервые освоило государство.

Так 19 апреля 1994г. Правительство г. Москва утвердило инструкцию по использованию символики г. Москва в коммерческих целях, согласно которой лицензионный  сбор  за  использование Герба города Москвы в коммерческих целях составил 12,5 минимальных размеров заработной платы + стоимость бланка лицензии.

В XXI веке применение схем франчайзинга в России стало одним из наиболее эффективных методов продвижения на рынок.

Своей популярностью в системе мировой экономики франчайзинг обязан, прежде всего, тому, что он позволяет совместить стимул к владению малым предприятием с управленческим мастерством и маркетинговым опытом более крупного бизнеса.

Наибольшее развитие российский франчайзинг получил в сфере общественного питания и розничной торговли. По неофициальным данным на эти сферы сейчас в России приходится порядка 90% всех предложений франшиз.

Таблица 1 - Рейтинг популярности франшиз в 2005г.

Место в рейтинге

Название франшизы

1

Ростик'с

2

Сбарро

3

Sela

4

Курьер Коррект

5

Копейка

6

Hirsh

7

Monarch

8

Мasterfibre

9

Subway

10

Gold's Gym

11

Lo

12

Glance

13

Точка Акварт

14

Jani-King

15

Ригла

16

Бельпостель

17

Motivi

18

Грильмастер

19

Astron Buildings

20

Спортландия

Не смотря на ускоренные темпы развития Франчайзинга Россия пока отстает не только от крупнейших индустриальных стран, но и государств Южной Америки и Азии, таких как Бразилия, Мексика, Индия, Филиппины. Так если в Австралии на одного франчайзи приходится 321 человек, а количество компаний-франчайзи – 64 400, в США – 400 жителей на одного франчайзи и 750 000 компаний-франчайзи, в Италии - 1 308 человек и 44 426 компаний, в Финляндии 1312 и 4000 компаний, то в России на одного франчайзи приходится 56 734 человек, а число компаний составляет всего 2 500. Колоссально, отставание России от Китая, где существует свыше 2 тыс. франчайзинговых концепций, число компаний-франчайзи составляет 120 000, а оборот в этом секторе составляет 90 млрд. долларов. Среди причин отставания российского франчайзинга - слабая законодательная база и практически полное отсутствие заинтересованности со стороны государства, а также проблемы с защитой интеллектуальной собственности.

Как и любая схема деловых отношений франчайзинг носит в себе как возможности и угрозы.

Рассмотрим каждую из этих составляющих с использованием ставшим уже классическим SWOT-анализа[1].

Сильные стороны франчайзинга:

1. Компания-франчайзи получает эффективную модель ведения бизнеса. В результате доля банкротств здесь в разы меньше, чем в других партнерских схемах, поскольку более крупная организация защищает франчайзи, предоставляя партнеру свои рекомендации и стандарты ведения бизнеса. Специалисты  отмечаю, что согласно статистике, 80%  вновь образованных предприятий прекращают свою коммерческую деятельность  в течение первых двух лет, в то время как по франчайзинговой схеме эта цифра составляет   от 8 до14%.

Реализация бизнес-проектов требует от предпринимателя широких знаний в области менеджмента, маркетинга и права. Отработка эффективной схемы и методов делопроизводства в каждом конкретном случае требует больших временных и материальных затрат.

Как показывает практика известность торговой марки не всегда является ключевым фактором для приобретения франшизы. Конечно, открыть магазин с вывеской всемирно известного бренда очень почетно. Но и требования к деловым партнерам возрастают адекватно.

Московская выставка «Купи Бренд-2006» показала, что наибольший интерес столичных и региональных предпринимателей вызывают именно новые бренды, которые предлагают готовые концепции, услуги и — бизнес-план.

Таким образом, чтобы развивать франчайзинг, вовсе не обязательно входить в число самых узнаваемых брендов или давать мощную рекламу. Достаточно иметь продуманную концепцию бизнеса, востребованную услугу или продукт.

2. Минимальные риски для обеих стороны. Франчайзер не вкладывает собственные средства в открытие нового коммерческого объекта, а значит и не рискует деньгами.

Слабые стороны франчайзинга:

1. Одним из самых узких мест в схеме франчайзинга является эффективность контроля за предприятием-франчайзи. Ведь известно, что секрет успеха заключается в единообразие товаров и услуг во всех предприятиях-франчайзи. Знакомый бренд означает для людей привычные стандарты, связывается с определенными потребительскими ожиданиями.

Между тем разные люди предприятия-франчайзи и работают  по-разному, а контроль стандартов и качества на местах требует организации целой системы слежения. Тем временем люди предпринимательского склада характера, как известно, не любят ограничивать себя заданными стандартами. И вовсе не являются идеальными кандидатами в франчайзи. В свою очередь, франчайзи также имеет право знать о реальном положении  дел;

2. Другой слабой стороной франчайзинга является меньшая норма прибыли и как следствие эффективность ведения бизнеса в целом. Приведем простой пример. Под брендом франчайзинговой сети «Бенеттон» во всем мире работает более 5000 магазинов. А вертикальная сеть «Zara» владеет всего 1000 магазинов, однако при этом показывает вдвое большие обороты. Другая вертикальная сеть, H&M, превосходя «Бенеттон» по объему продаж в три раза, открыла на сегодняшний момент всего 800 магазинов.

Возможности франчайзинга:

1. Компания-франчайзи получает поток посетителей и как следствие доход  за счет известности торговой марки;

2. Компания-франчайзи получает возможность стабильных поставок продукции с хорошо отработанным ассортиментом;

3. Компания-франчайзер получает возможность реализовать стратегию количественного развития за сравнительно короткое время. Вместе с этим неудачные проекты, что тоже бывает не пораждают финансовых потерь.

4. Компания-франчайзер получает дополнительный доход,  который, как правило, включает в себя  первоначальный взнос и регулярные платежи (роялти). Средний уровень первоначального взноса составляет 5-15% от общей стоимости пакета услуг, то есть общего объема инвестиций, необходимых для старта компании-франчайзи. Величина роялти в среднем составляет 6-7% от валового объема продаж компании-франчайзи (наиболее высокую роялти установил McDonalds - 13%). Также предусматриваются расходы на рекламу брэнда и маркетинг, обычно франчайзер взимает с франчайзи на эти цели не более 1,5% от общего объема продаж.

Чтобы первоначальный взнос не стал причиной для отказа от отношений современные франчайзеры предпринимают различные усилия.

Самой первой проблемы высокой стоимости франшизы можно избежать, если франчайзер расширит ассортимент франшиз в зависимости от финансовой и маркетинговой стратегии. Например, если цель франчайзера – расширить свое влияние на рынке любой ценой, то он может предложит широкий выбор франшиз от самых дешевых до весьма дорогих в зависимости от местоположения магазина, от их количества, от эксклюзивности территории и т.д.

Так, для франчайзи ТД «Копейка» первоначальный взнос составляет от 20 000 до 50 000 долл. в зависимости от заявленного числа магазинов франчайзи и географического расположения (чем выгоднее расположение – тем дороже франшиза).

Еще один вариант более гибкого подхода по отношению к франчайзи – использование практики коммерческих банков – оплаты в рассрочку.

Если стоимость франшизы слишком велика для франчайзи, ее можно разбить на несколько частей, чтобы можно было выплачивать ее в течение определенного периода времени.

Такую практику использует ГК «Виктория», которая адаптирует график выплаты первоначального взноса под конкретного франчайзи. Эта компания разрабатывает график выплаты, исходя из планов франчайзи: чем они амбициознее, тем выгоднее условия оплаты в рассрочку.

Угрозы франчайзинга:

1. Утрата положительного образа бренда за счет нерадивости предприятия-франчайзи. Поскольку потребители воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть одной цепи компаний, действующих под одним товарным знаком, то это одно из самых основных причин разрыва деловых отношений между компанией-франчайзи и компанией-франчайзером.

В Сибири примером этому может, служит разрыв отношений между компание-франчайзером «Подорожник» и их барнаульским франчайзи.

2. Потенциальная потеря конфиденциальности коммерческой тайны. Что осложняется угрозой того, что успешно работающая компания-франчайзи в следствие может нарушить контракт и стать прямым конкурентом компании-франчайзеру.

Франчайзи может решить, что их отношения снижают эффективность ведения бизнеса вследствие выплат роялти, в результате чего,  может потерять интерес к партнерству.

В заключение статьи хотелось бы выделить семь условий необходимых для эффективных отношений между компанией-франчайзи и компанией-франчайзером. Среди них:

- полностью принять точку зрения франчайзера, его цели и ценности в бизнесе;

- уважать и доверять франчайзеру, в свою очередь, формируя уважение к себе;

- принимать четко установленные правила и обязанности, описанные в договоре;

- постоянно общаться с франчайзером;

- быть верным франчайзеру не только в хорошие, но и в плохие времена;

- следовать операционным процедурам, установленным франчайзером;

- стремиться стать частью системы путем внедрения в бизнес новых идей с согласия франчайзера.

 

При подготовке статьи использованы информационные материалы сайта SellBrand.ru 

 

[1] SWOT - S - strengths - сильные стороны, W - weaknesses - слабые стороны, O - opportunities - возможности, T - threats – угрозы.

Все новости рубрики     



Поиск по сайту
 
    
 
Витрина готового бизнеса
последние поступления: Подписаться
Продажа бизнеса:
  ночной клуб, бар Инфинити - 9 500 000р.
  Туристическое бюро - 500 000р.
  салон парикмахерская - 350 000р.
Покупка бизнеса:
  КУПИМ Компании, Юридическую и Частную собственность - 10 000 000р.
  куплю стоматологический кабинет - 0р.
  Агенство по оценке качества услуг - 30 000р.
Объекты инвестирования:
  РегионМаг - 1 000 000р.
  технология - 25 000 000р.
  ООО "Открытый Мир" - 116 432 000р.
Предложение инвестиций:
  КМБ Банк ЗАО - 100 000р.
Продажа нежвижимости:
  Продам 2-х этажное административное здание 711 кв.м., одноэтажное производственное помещение 546 кв.м. - 3 200 000р.
  Производственное помещение - 6 000 000р.
  База отдыха - 30 000 000р.
Покупка недвижимости:
  КУПИМ Собственность - 10 000 000р.
  Купим помещение - 100 000р.
  куплю павильон - 300 000р.
Продажа оборудования:
  Малоформатная офсетная машина - 345 000р.
  торговое оборудования киоск - 40 000р.
  Площадка для заготовки, переработки и реализации лома черных металлов - 15 000 000р.
Покупка оборудования:
  энергомощности - 20 000р.
Продажа транспорта:
  Audi S4 - 1 200 000р.
  ИСУДЗУ - 500 000р.
  TOYOTA - 490 000р.
Покупка транспорта:
  Toyota - 50 000р.
О Компании Новости Услуги Витрина готового бизнеса Лицензии Партнеры Контакты