На главную Написать нам Карта сайта
консалтинговая компания Сибирский Дом Оценки
О компании Новости Лицензии Партнеры Контакты
Личный кабинет
Логин
Пароль
Регистрация
Подписка на обновления



Новости :: Статьи сотрудников ООО КК "СДО"
21.12.2006 Тупицын А.Л. Правила покупки и продажи готового бизнеса // Люди дела, №9. – 2006. – с. 32-33

Как известно, развитие бизнеса происходит с использованием двух стратегий - экстенсивной (за счет качества) и интенсивной (за счет количества). В этой статье мы остановимся на последней. Она наиболее свойственна развивающейся экономике, что подтверждает развитие различных сетевых форм организации бизнеса на рынке торговли и услуг Новосибирска. И вот, выбрав интенсивную стратегию, руководитель спрашивает себя: воссоздать новое подразделение с «нуля» или купить уже готовый бизнес с развитой инфраструктурой?

Конечно, в отрасли, где предел развития рынка еще не достигнут, предприниматели предпочитают открывать новый магазин или салон красоты самостоятельно. Объясняется это стремлением сэкономить, а иногда и просто стремлением удовлетворить амбиции новатора.
Что же касается отраслей с низким порогом входа на рынок, таких как станции технического обслуживания, салоны красоты (парикмахерские), небольшие магазины и павильоны, то здесь ситуация достигла того уровня, когда купить готовый бизнес экономически более оправданно. Готовый бизнес уже имеет необходимые разрешительные документы и лицензии.
Прежде чем приступить к изучению сущности процесса купли/продажи готового бизнеса, необходимо определить, что же такое бизнес. Ведь зачастую, публикуя объявление «продам бизнес», предприниматели на самом деле распродают основные и оборотные активы, т.е. имущественный комплекс, тем самым, реализуя затратный подход к оценке стоимости бизнеса.
С позиции же системного подхода бизнес — это нечто большее, чем набор имущества, поскольку для своего развития требует энергии от руководителя и его подчиненных. Вспомним фразу американского конгрессмена Чарльза Тейлора: «Бизнес — это как езда на велосипеде: пока крутишь педали — едешь, но стоит перестать крутить — сразу падаешь».
Итак, бизнес — это социально-экономическая система, целевой установкой которой является экономический рост.
Во-первых, бизнес как система формирует и проявляет свои свойства только во взаимодействии с внешней средой.
Во-вторых, бизнес как система состоит из комплекса элементов, предназначенных для решения сложных организационных, экономических или технологических задач.
В-третьих, бизнес как система существует до тех пор, пока функционируют связи между элементами системы, т.е. отдельные компоненты системы существуют лишь в силу существования целого.
В современных законодательных актах РФ, несмотря на фактическое наличие самого рынка купли/продажи готового бизнеса, определение термина «бизнес» отсутствует, поэтому мы приведем термин, выработанный бизнес-сообществом.
Бизнес — это приносящая регулярный
доход деятельность, осуществляемая лицом, обладающим необходимым для этого правовым статусом: юридическим лицом, коммерческой или некоммерческой (осуществляющей предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, ради которых она создана, и служащую достижению этих целей) организацией или частным предпринимателем.
Определившись с термином «бизнес», остановимся на причинах, которые вынуждают предпринимателей продавать свой бизнес. В общем виде их можно поделить на четыре группы.
1. Экономические причины продажи:
— недостаточная, по мнению руководства предприятия, эффективность бизнеса (рентабельность, срок окупаемости и т.д.);
—  недостаток оборотных активов, в результате фирма работает не в полную мощность и постепенно проедает сама себя;
— срочная потребность учредителей в наличных финансовых ресурсах;
— финансовый кризис, связанный с убыточностью предприятия(рост конкуренции, ставок по аренде помещений, сезонность фармацевтического бизнеса и т.д.).
2. Организационные причины:
— разногласия среди собственников бизнеса;
— специализация бизнеса, освобождение от непрофильных активов;
—  некомпетентность наемного менеджмента или самого руководителя;
—  отсутствие времени у предпринимате-
ля для занятий бизнесом (участие в выборах, другие бизнес-проекты);
— переезд собственника в другой регион, смена места жительства.
3.  Производственно-коммерческие причины:
—  игнорирование современных методов продаж и управления ассортиментом;
— стадия развития бизнеса находится на уровне стагнации, попытки к оживлению бизнеса не предпринимаются;
—  введение новых стандартов ведения бизнеса со стороны государства.
4.  Психологические причины:
— потеря интереса к бизнесу у собственника (Project manager);
— усталость от ведения бизнеса;
— несоответствие или отсутствие социально-психологических установок предпринимателя, необходимых для эффективного управления бизнесом.
Сам процесс покупки/продажи готового бизнеса можно разделить на три части:

ПЕРВЫЙ ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель этапа — проверка документов на соответствие действующему законодательству, а также выяснение особенностей регулирования передачи прав на доли (акции) предприятия, полномочий органов управления предприятия, порядка принятия решений участниками, совершения крупных сделок.
Данный этап включает в себя:
—  изучение истории бизнеса для выявления возможных нарушений закона, совершенных в процессе приватизации или акционирования предприятия; нарушений прав участников при их смене, наличия тех или иных обременении имущества предприятия;
—  исследуется происхождение активов компании;
—  анализ основополагающих для деятельности предприятия договоров(аренды, кредита, лизинга, поставки и иных долгосрочных договоров);
— выявление лиц, когда-либо обладавших правом распоряжения имуществом предприятия. Получение нотариально заверенных расписок об отсутствии внебалансовых обязательств за изучаемый период. Или подписание гарантийного обязательства, согласно которому учредители несут персональную ответственность за любые заимствования компании в течение последних трех лет;
— анализ нормативной базы, регламентирующей деятельность предприятия, и проверка наличия всей требующейся для ведения соответствующей деятельности разрешительной и иной аналогичной документации (лицензий, разрешений, заключений государственных органов, сертификатов, аттестатов, страховых полисов и т.д.);
—  экспертиза кадровой документации предприятия, изучение его штатного состава, условий взаимодействия компании с привлеченными (внештатными) сотрудниками.

ВТОРОЙ ЭТАП. ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА.
Цель этапа — оценить реальную рыночную стоимость бизнеса с использованием рациональных экономических критериев.
При этом необходимо понимать, что стоимость и цена бизнеса — это несколько разные понятия. Цена бизнеса определяется путем переговоров и зависит от внешних факторов. Фактически это денежная сумма, за которую продавец согласен продать, а покупатель — купить бизнес.
Процесс оценки стоимости бизнеса осуществляется независимой оценочной организацией, которая обладает необходимой для этого разрешительной лицензией. Хотя установить стоимость бизнеса может и сам владелец. Единственным препятствием здесь является недостаток знания методов,
применяемых в практике оценки.
Предпринимателям в силу субъективного подхода свойственно завышать стоимость продаваемого бизнеса, что может существенно затормозить процесс продажи.

ТРЕТИЙ ЭТАП. ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Цель этапа — закрепить право собственности на бизнес с учетом специфики юридического лица. Оформление права собственности в зависимости от формы организации происходит путем отчуждения акций, долевого участия или паев.
Рассмотрим особенности оформления права собственности на бизнес в зависимости от формы организации финансово-хозяйственной деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью:
1. Подписание протокола, содержащего решение о продаже долевого участия с указанием, кому это продается.
2.  Подписание договора купли-продажи долевого участия, акт к договору, уведомление о совершившейся сделке.
3.  Подписание новыми участниками протокола, утверждающего новую редакцию учредительного договора и новую редакция устава.
Акционерное общество:
1.  Подписание протокола, содержащего решение о продаже акций с указанием, кому это продается.
2.  Подписание договора купли-продажи акций.
3.  Подписание протокола с назначением нового генерального директора. В некоторых случаях директор назначается до покупки бизнеса.
4. Внесение изменений в реестр акционеров.
5.  Подписание новыми участниками протокола, утверждающего новую редакцию учредительного договора и новую редакцию устава.
Некоммерческие организации:
1. Участие (право участия) в некоммерческих организациях не является объектом купли-продажи, залога и (или) иного отчуждения (обременения).
2.  Покупка-продажа таких организаций происходит через прием покупателей в число участников (членов — для партий и партнерств) и выход продавцов (прежних участников, членов) на основании заявлений.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ

Купив ООО или ЗАО, необходимо в течение десяти дней уведомить ГНИ о смене генерального директора и участников или акционеров, путем представления копий соответствующих документов по почте или лично в юридический отдел.
Совершение сделки по продаже бизнеса влечет за собой уплату определенных налогов ее участниками. Так, с полученного от продажи бизнеса дохода продавец-гражданин уплачивает подоходный налог, продавец-организация — налог на прибыль.
В некоторых случаях отчуждение бизнеса происходит путем переоформления на имя новой организации всех основополагающих договоров предприятия, заключения договоров купли-продажи недвижимости, оборудования и иного имущества.
Недостатком указанной формы передачи бизнеса является неизбежная потеря таких его важных составляющих, как, например, лицензий, без которых законное функционирование предприятия невозможно.
 

Все новости рубрики     



Поиск по сайту
 
    
 
Витрина готового бизнеса
последние поступления: Подписаться
Продажа бизнеса:
  ночной клуб, бар Инфинити - 9 500 000р.
  Туристическое бюро - 500 000р.
  салон парикмахерская - 350 000р.
Покупка бизнеса:
  КУПИМ Компании, Юридическую и Частную собственность - 10 000 000р.
  куплю стоматологический кабинет - 0р.
  Агенство по оценке качества услуг - 30 000р.
Объекты инвестирования:
  РегионМаг - 1 000 000р.
  технология - 25 000 000р.
  ООО "Открытый Мир" - 116 432 000р.
Предложение инвестиций:
  КМБ Банк ЗАО - 100 000р.
Продажа нежвижимости:
  Продам 2-х этажное административное здание 711 кв.м., одноэтажное производственное помещение 546 кв.м. - 3 200 000р.
  Производственное помещение - 6 000 000р.
  База отдыха - 30 000 000р.
Покупка недвижимости:
  КУПИМ Собственность - 10 000 000р.
  Купим помещение - 100 000р.
  куплю павильон - 300 000р.
Продажа оборудования:
  Малоформатная офсетная машина - 345 000р.
  торговое оборудования киоск - 40 000р.
  Площадка для заготовки, переработки и реализации лома черных металлов - 15 000 000р.
Покупка оборудования:
  энергомощности - 20 000р.
Продажа транспорта:
  Audi S4 - 1 200 000р.
  ИСУДЗУ - 500 000р.
  TOYOTA - 490 000р.
Покупка транспорта:
  Toyota - 50 000р.
О Компании Новости Услуги Витрина готового бизнеса Лицензии Партнеры Контакты